ДОСТУПНАЯ СРЕДА
Проект "Цифровое решение распознавания азбуки Брайля", созданный в ходе конкурса "World AI&Data Challenge" по решению социально - экономических задач с применением технологий искусственного интеллекта в рамках поручения Президента Российской Федерации о распространении для практического использования гражданами значимых цифровых решений.
"Цифровое решение распознавания азбуки Брайля" создано в целях поставленной Всероссийским обществом слепых задачи по распознаванию азбуки Брайля. Решение позволяет: распознавать двусторонний текст, русский, английский и математический язык, выводить распознанный текст поверх изображения отдельно.
Декларация о правах инвалидов
Конвенция о правах инвалидов
Конвенция о правах ребёнка
Методические рекомендации по обучению детей с ОВЗ
Приказ минобрнауки №1309 Об утверждении порядка обеспечения условий доступности для инвалидов"
ПОЛИТИКА обеспечения условий доступности для инвалидов и других маломобильных граждан объектов и предоставляемых услуг, а также оказания им при этом необходимой помощи в МБДОУ «Детский сад № 5 «Радуга»
Специально-оборудованные учебные кабинеты, объекты для проведения практических занятий для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Для организации образовательной деятельности имеются кабинеты и залы:
Музыкальный зал: методическая литература, сборники нот, журналы; шкаф для используемых пособий, игрушек, атрибутов и прочего материала, музыкальный центр,фортепиано, синтезатор, разнообразные музыкальные инструменты для детей, микрофоны, подборка аудио дисков с музыкальными произведениями, ширмы для кукольного театра, детские и взрослые костюмы, детские и взрослые стулья. Для занятий по физическому развитию имеется физкультурное оборудование: шведская стенка, скамейки, бревно, мячи, конусы, фитболы, дуги, маты, мишени, стойки и планки для прыжков, гимнастические палки, кубики, шнуры, мешочки с песком, ленточки и др.
Кабинет педагога-психолога: шкаф для пособий, пособия, зеркало, столы со стульями.
Кабинеты по обучению дошкольников ДОП: дидактические игры, пособия, наглядно-демонстрационный материал, оборудование для занятий: столы и стулья, магнитно-маркерные доски, интерактивные mimio приставки, ноутбуки, аудио техника.
Методический кабинет:оборудован современными средствами ИКТ, принтер, ксерокс, ламинатор, ноутбук, наглядный материал, по разделам программ реализуемых в детском саду; развивающие игры, современная научная, методическая, детская художественная литература, оформлены картотеки, методические рекомендации, медиатека для педагогов.
Развивающая предметно-пространственная среда групповых комнат безопасна, содержательно-насыщена, трансформируема, отвечает санитарно- гигиеническим нормам, возрастным особенностям и потребностям детей. Созданы условия как для совместной деятельности взрослого и воспитанников, так и для самостоятельной деятельности детей. Пространство групп организовано в виде условно разграниченных зон - центров, оснащенных большим количеством развивающих материалов (книги, игрушки, материалы для творчества, развивающее оборудование и пр.). Подобная организация пространства позволяет дошкольникам выбирать интересные для себя занятия, чередовать их в течение дня, а педагогу дает возможность эффективно организовывать образовательный процесс с учетом индивидуальных особенностей детей. Оснащение центров меняется в соответствии с тематическим планированием образовательного процесса.
Каждая групповая комната оснащена следующими развивающими центрами: центр двигательной активности; центр сюжетно-ролевых игр; сенсорный центр; центр конструктивно-строительных игр; центр безопасности (ПДД и ОБЖ); центр здоровья; центр музыкально-театрализованных игр; литературный центр; центр искусства; игротека; интеллектуальный центр; центр науки; социально-эмоциональный центр; центр ряжения (ранний возраст).
Объекты спорта. На территории образовательного учреждения имеются благоустроенные участки, на которых расположены: групповые площадки с верандами и стационарным оборудованием для игр и физических упражнений; оборудованная спортивная площадка; площадка с разметкой перекрестка по изучению ПДД.
Развивающие центры, оснащены необходимым современным и разнообразным игровым оборудованием, в том числе приспособленным для инвалидов и детей с ОВЗ: дидактическим и демонстрационным материалом, аудиовизуальными средствами, большим количеством развивающих материалов (книги, игрушки, материалы для творчества, развивающее оборудование). В ДОО имеется коррекционное оборудование: массажные дорожки, мягкие модули, релаксационное оборудование. Все предметы доступны детям.
Средства обучения и воспитания, в том числе приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья: средства обучения и воспитания, используемые в детском саду для обеспечения образовательной деятельности, рассматриваются в соответствии с ФГОС ДО к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования как совокупность учебно-методических, материальных, дидактических ресурсов, обеспечивающих эффективное решение воспитательно-образовательных задач в оптимальных условиях.
Средства обучения используемые в МБОУ "Детский сад № 5 "Радуга":
- печатные (учебные пособия, книги для чтения, хрестоматии, рабочие тетради, раздаточный материал и т.д.);
- электронные образовательные ресурсы (образовательные мультимедиа, мультимедийные пособия);
- аудиовизуальные (презентации, слайд-фильмы, видеофильмы образовательные, учебные кинофильмы, учебные фильмы на цифровых носителях);
- наглядные плоскостные (плакаты, карты настенные, иллюстрации настенные, магнитные доски);
- демонстрационные (гербарии, муляжи, макеты, стенды, модели);
- спортивное оборудование (гимнастическое оборудование, спортивные снаряды, мячи и т.д.).
Образовательная деятельность осуществляется в соответствии с Основной образовательной программой (см. раздел «Образование»). Учебно-методическое обеспечение детского сада соответствует реализации Основной образовательной программы МБДОУ «Детский сад № 5 «Радуга» и ФГОС ДО. По состоянию на 01.05.2023 г. МБДОУ «Детский сад № 5 «Радуга» посещает 1 ребенок - инвалид (с сонорным заболеванием не нуждается в образовательной услуге по адаптированной программе) без статуса ОВЗ и 1 ребенок с ОВЗ (обучается по адаптированной программе для детей с ТНР).
Воспитанники не нуждаются в специальных образовательных условиях, в связи с чем, форма электронного обучения и дистанционные образовательные технологии не используются.
Библиотека в детском саду располагается в методическом кабинете. Книжный фонд включает в себя: книги для педагогов (методическая и справочная литература), репродукции картин, иллюстративный материал, дидактические пособия, произведения детской художественной литературы, рекомендованные программой, по которой работает образовательная организация, сборники сказок, малых фольклорных форм, познавательной литературы, произведения русских и зарубежных поэтов и писателей.
Обеспечение доступа в здание МБДОУ "Детский сад № 5 "Радуга" инвалидами и лицам с ограниченными возможностями здоровья
Обеспечение доступа в здание МБДОУ «Детский сад № 5 «Радуга» городского округа г.Урюпинск инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья с целью реализации Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (часть 9, ст.11), Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ст. 79), Приказа Министерства труда и социальной защиты РФ от 31 июля 2015 г. N 528н "Об утверждении Порядка разработки и реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида, индивидуальной программы реабилитации или абилитации ребенка-инвалида, выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, и их форм" (с изменениями и дополнениями) назначена ответственным лицом за реализацию индивидуальной программы реабилитации и абилитации ребенка-инвалида (ИПРА) в МБДОУ «Детский сад № 5 «Радуга» - старший воспитатель Титилина Екатерина Сергеевна, которая обеспечит консультирование и сопровождение семей с детьми-инвалидами при условии поступления данной категории воспитанников в ДОУ.
Приказ о назначении ответственного за организацию работы по обеспечению доступности объекта и услуг для инвалидов
Должностная инструкция ответственного сотрудника за организацию работы по обеспечению доступности объекта и услуг и инструктаж персонала в МБДОУ "Детский сад № 5 "Радуга"
Паспорт доступности для инвалидов объекта и предоставленных на нём услуг в сфере образования
План мероприятий ("дорожная карта") по повышению значений показателей доступности для инвалидов к объекту и предоставляемых на нём услугам
Обеспечение доступа в здание образовательной организации инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.
В МБДОУ "Детский сад № 5 "Радуга" частично организована доступность предоставляемых образовательных услуг для детей с ОВЗ и детей-инвалидов (см. паспорт доступности).
Согласно приказу, доступ в здание обеспечен посредством предоставления сопровождающего лица. Здание детского сада светлое, имеется центральное отопление, водопровод, канализация, сантехническое оборудование в хорошем состоянии. Имеется пандус для входной группы, тактильные таблички при входе на территорию детского сада и входе в здание с названием объекта. Спецразметка на лестницах обозначена.
— входные группы оборудованы пандусами - да;
— наличие выделенной стоянки для автотранспортных средств инвалидов - нет;
— наличие расширенных дверных проемов - да;
— наличие сменных кресел-колясок - да;
— наличие специально оборудованных санитарно-гигиенических помещений - да;
— дублирование звуковой и зрительной информации для инвалидов по зрению и слуху - нет;
— дублирование надписей шрифтом Брайля - да;
— возможность предоставления инвалидам по слуху (слуху и зрению) услуг сурдопереводчика - нет;
— наличие альтернативной версии сайта для инвалидов по зрению — да;
— наличие обученных работников, которые могут оказать помощь по сопровождению инвалидов — да
— возможность предоставления образовательных услуг в дистанционном режиме или на дому — нет.
Условия питания обучающихся, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Положение о питьевом режиме
МБДОУ «Детский сад № 5 «Радуга» осуществляет питание детей в соответствии с действующими Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами, в соответствии с Постановлением главного государственного санитарного врача РФ от 27 октября 2020 года N 32 «Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил и норм СанПиН 2.3/2.4.3590-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения", Постановлением главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 года N 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи». В учреждении организовано сбалансированное 5-ти разовое питание в соответствии с примерным 10-дневным меню. В рацион питания включаются: мясо, рыба, молоко и молочные продукты, овощи, фрукты, соки, различные крупы. Соотношение белков, жиров и углеводов, калорийность пищи соответствует требованиям. Строго выполняются требования к безопасности и пищевой ценности пищевых продуктов для дошкольного питания. Организация питания осуществляется на основе принципов «щадящего питания». При приготовлении блюд соблюдаются щадящие технологии: варка, запекание, припускание, пассерование, тушение. При приготовлении блюд не применяется жарка. Доставка пищевых продуктов осуществляется специальным автотранспортом поставщиков. Прием пищевых продуктов и продовольственного сырья в образовательной организации осуществляется при наличии документов, подтверждающих их качество и безопасность. Контроль над качеством питания, витаминизацией блюд, выходом блюд, вкусовыми качествами пищи, санитарным состоянием пищеблока возлагается на медицинский персонал и администрацию Учреждения.
Работа по организации питания воспитанников в группах осуществляется воспитателем и помощником воспитателя и заключается в создании безопасных условий при подготовке и во время приема пищи и формировании культурно-гигиенических навыков, навыков самообслуживания. Для обеспечения преемственности в организации разнообразного и полноценного питания детей в детском саду и дома, для родителей (законных представителей) воспитанников, на информационных стендах в группах размещается информация об ассортименте питания ребенка, утвержденное меню на 2 недели.
Условия охраны здоровья обучающихся, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.
В соответствии со ст.41 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в ДОУ созданы безопасные условия для пребывания ребенка, как в учреждении, так и на его территории. Территория детского сада ограждена забором высотой 2 м, обеспечена освещенность территории в ночное время.
- Разработан паспорт антитеррористической защищенности.
- Кнопка тревожной сигнализации.
- Установлены камеры видео наблюдения на территории Учреждения.
- Работает автоматическая пожарная сигнализация и система оповещения людей о пожаре.
- Имеются первичные средства пожаротушения – огнетушители.
Разработаны инструкции по действиям должностных лиц учреждения при пожаре, угрозе террористического акта. Согласно плану эвакуации, систематически проводятся тренировочные занятия с работниками и детьми по эвакуации на случай возникновения пожара или чрезвычайной ситуации.
Большое внимание уделяется профилактике дорожно-транспортного травматизма.
В групповых комнатах, кабинетах имеются инструкции по технике безопасности и должностные инструкции. Условия охраны здоровья обучающихся, в том числе инвалидов и лиц с ОВЗ. В группах дошкольного учреждения для организации работы с детьми дошкольного возраста по охране и укреплению их здоровья созданы все необходимые условия. Педагоги детского сада в процессе формирования среды соблюдают инструкции по охране жизни и здоровья детей, санитарно-гигиенические, эстетические требования к организации.
Качество пожарной и общей безопасности соответствуют нормам.
В МБДОУ "Детский сад № 5 "Радуга" имеется медицинский блок, состоящий из 2-х кабинетов: медицинский кабинет и изолятор. В медицинском блоке имеется отдельный туалет. Кабинет медицинского блока оснащен необходимым им оборудованием. Медицинский персонал наряду с администрацией несет ответственность за здоровье и физическое развитие воспитанников, проведение лечебно - профилактических мероприятий, соблюдение санитарно-гигиенических норм, режима, организацию питания.
Санитарно-гигиеническое состояние в образовательной организации соответствует требованиям санитарным правилам и нормам СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормы и требования к обеспечению безопасных и (или ) безвредных для человека факторов среды обитания». Световой, воздушный и питьевой режимы поддерживаются в норме.
Медицинское обслуживание детей в МБДОУ "Детский сад № 5 "Радуга" строится на основе нормативно-правовых документов с учетом результатов мониторинга состояния здоровья вновь поступивших воспитанников, что важно для своевременного выявления отклонения в их здоровье. Медицинским персоналом даются рекомендации для каждого ребенка. Дети с хроническими заболеваниями, часто болеющие дети берутся на учет, с последующими оздоровительными мероприятиями.
В каждой групповой комнате в свободном доступе для детей имеются центры двигательной активности, уголки «уединения», в спальнях лежат массажные дорожки для профилактики плоскостопия.
Доступ к информационным системам и информационно - телекоммуникационным сетям, в том числе приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья.
Положение о порядке применения электронного обучения и дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ в МБДОУ "Детский сад № 5 "Радуга"
Для достижения полноты и качества использования научных и практических знаний в образовательной деятельности дошкольного учреждения создана эффективная система информационного обеспечения. Основной целью информатизации МБДОУ "Детский сад № 5 "Радуга" является создание единого информационно - образовательного пространства, которое включает в себя совокупность технических, программных и методических средств, позволяющих применять в образовательном учреждении современные информационные и коммуникационные технологии и осуществлять сбор, хранение и обработку данных систем образования.
Ресурсная среда используется в образовательном и воспитательном процессах, специалистами, воспитателями и в управлении образовательным процессом.
Единое информационно-образовательное пространство, которое включает в себя совокупность технических, программных и методических средств, позволяющих применять в образовательной организации современные и коммуникативные технологии и осуществлять сбор, хранение и обработку данных системы образования, осуществляет поддержку образовательного процесса и автоматизацию управленческой деятельности, обеспечивает повышение качества образования через активное внедрение информационных технологий.
Цифровые технологии широко применяются педагогами в образовательном процессе.
Информационное обеспечение соответствует санитарно-гигиеническим нормам и требованиям, техническое оборудование имеет все необходимые документы и сертификаты качества. Электронные образовательные ресурсы используются в образовательном и воспитательном процессах, специалистами, воспитателями и администрацией ДОУ. Оборудование отвечает санитарно-эпидемиологическим нормам, гигиеническим, педагогическим и эстетическим требованиям. Имеющиеся в детском саду компьютеры, принтеры, мультимедиа являются техническими средствами обучения, средствами коммуникации, необходимыми для совместной деятельности педагогов, родителей и дошкольников.
Педагоги имеют возможность выхода в сеть Intertnet для поиска информации при подготовке к занятиям, с целью обмена опытом работы, повышения квалификации, дистанционного участия в вебинарах, конкурсных программах.
Электронные образовательные и информационные ресурсы МБДОУ "Детский сад № 5 "Радуга", к которым обеспечивается доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья:
Для управления образовательным процессом и расширения возможности информирования социума в дошкольном учреждении созданы собственные информационные ресурсы: официальный сайт, страницы в социальных сетях ВКонтакте, Одноклассники и электронная почта.
Выход в Интернет Обеспечен с одного компьютера. Скорость Интернета - 2 МБ/сек.
Имеется договор об оказании услуг интернет связи. Ресурсная среда используется в образовательном и воспитательном процессах специалистами, воспитателями и администрацией ДОО. Единое информационно-образовательное пространство осуществляет поддержку образовательного процесса и автоматизацию управленческой деятельности, обеспечивает повышение качества образования через активное применение информационных технологий.
Основными участниками и пользователями единого информационно-образовательного пространства являются: педагоги, администрация, обучающиеся и их родители. Определен перечень информационных электронных образовательных ресурсов для использования в работе педагогов.
Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Официальный сайт Министерства образования и науки Российской Федерации- www.mon.gov.ru
Федеральный портал "Российское образование" - www.edu.ru;
Информационная система "Единое окно доступа к образовательным ресурсам" - http://window.edu.ru/ ;
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов - www.school-collection.edu.ru ;
Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов -www.fcior.edu.ru.
Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования:
2 компьютера,
6 ноутбуков,
4 мультимедийных проектора,
1 МФУ,
1 принтер,
1 музыкальный центр.
Наличие условий для беспрепятственного доступа в общежитие, интернат - не предусмотрено.
Количество жилых помещений в общежитии, интернате, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ОВЗ - не предусмотрено.
|